ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА Авторского надзора - НЕ дать возможности подрядчикам испортить проект :)

Одним из основных критериев по которым можно определить показатель ОПЫТА дизайнера интерьера, - это желание и способность вести полноценный АВТОРСКИЙ НАДЗОР на реальном объекте. Малоопытные специалисты стараются избегать подобной услуги в силу недостаточного опыта.

Забегая вперед, - на 99% объектах авторский и технический надзор не просто желателен, а обязателен, даже при самой грамотной документации. Причина банальная - множество организаций принимающих участие в реализации, каждая из которых осуществляет свой фронт работ, никем не координируется, действует не согласованно, в результате чего получаем наслоение небольших нюансов которые в итоге могут испортить всю концепцию или ее основную часть. Дизайнер мыслит категориями эстетики и функциональности, мысли подрядчиков зачастую ориентированы на "побыстрее и главное, как можно проще выполнить работу, получить законный заработок и идти на другой объект, 1:1000 случаев когда подрядчика волнует то же, что и автора проекта."

В ЧЕМ СУЩЕСТВЕННАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ АВТОРСКИМ И ТЕХНИЧЕСКИМ НАДЗОРАМИ.

В силу некоторой неосведомленности, часто в процессе реализации путают два совершенно разных по специфике понятия:

АВТОРСКИЙ НАДЗОР - комплекс мероприятий ориентированный на соответствие технической и эскизной частей дизайн-проекта с реальным положением дел на объекте. В компетенции автора проекта (дизайнера или архитектора). Ключевое понятие - визуальное соответствие.

ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР - комплекс мероприятий ориентированный на соблюдение технологии процесса в соответствии с техническим заданием указанным в проектной документации. В компетенции прораба. Ключевое понятие - соблюдение технологии в процессе реализации.

Основная ошибка заключается в том, что зачастую функции прораба переадресовывают на автора проекта и наоборот, - функции дизайнера на прораба, что категорически неправильно и нецелесообразно. Далее мы разберем, что же на самом деле входит в функции одного и второго специалиста.

ПОЧЕМУ ДИЗАЙНЕРЫ / АРХИТЕКТОРЫ СТАРАЮТСЯ ПРИВЛЕКАТЬ "СВОИХ" ПОДРЯДЧИКОВ.

В идеале, в процессе реализации, на объекте должны присутствовать два главных специалиста, каждый в своей области, - дизайнер/архитектор и прораб. К сожалению реалии таковы, что очень часто отсутствует либо один, либо второй, в силу различных обстоятельств, отсюда и возникают проблемы.

Забегая вперед, стоит отметить основную причину по которой дизайнеры не очень празднуют посторонних прорабов на объектах, сложность заключается в том, что строительный подряд, который в подчинении у прораба, не настолько заинтересован в эстетике и функциональности, как желает этого автор проекта. Как правило с посторонними людьми на объекте практически всегда возникают разногласия по принципу "так я не умею, так не хочу, а так не буду..." и т.д. но выглядеть это будет для Заказчика в корректной форме и с техническими терминами. К слову опытный дизайнер во многих нюансах может дать фору даже самому опытному прорабу, в связи с тем, что вникает в новинки технологии на выставках, развивается и часто опережает строительный подряд на десятилетия вперед, подтягивая идеи коллег с Запада.

В случае же если дизайнер заходит на объект с "своим" прорабом и подрядчиками, Заказчик заблаговременно облегчает себе жизнь на 50%, по той простой причине, что оба специалиста работают в тандеме за одну общую идею. Дизайнер реализовывает то, что запланировано, а прораб требует от строительного подряда порой даже самые смелые идеи и решения не ссылаясь на "так сделать не получится...", как в предыдущем случае.

Что касается финансовой стороны вопроса, то опыт многих дизайнеров и архитекторов за долгие годы работы показал, что все строительные бригады по факту обходятся Заказчику практически в одну и ту же сумму, только одни называют сразу правильную цифру и разбег по смете не более 5%, а другие бригады искусственно занижают стоимость, а на дополнительных работах, которых немало, компенсируют недостающие 30%-40%. Это скорее информация к размышлению для потенциального Заказчика.

И тем не менее, даже не смотря на все нюансы, опытный дизайнер вполне может работать с посторонними подрядчиками и прорабом, вопрос лишь в правильном подходе, умении вежливо но настойчиво донести мысль аргументировав ее при этом, а так же корректно распределив зону ответственности, рассмотрим подробнее, что именно входит в компетенцию дизайнера и прораба.

Авторский надзор. ЗОНА ОТВЕТСВЕННОСТИ ДИЗАЙНЕРА ИНТЕРЬЕРА включает в себя:

  • Регулярные выезды на объект, из расчета (не менее 2-х раз в неделю) для анализа и контроля соблюдения концепции подрядчиками. Ведется журнал авторского надзора.
  • Согласование ключевых вопросов с подрядчиками и поиск компромиссных решений, касающихся технической части дизайн-проекта.
  • Внесение коррективов в дизайн-проект и поиск альтернативных решений в процессе реализации.

Цена вопроса. Рассчитывается несколькими способами: "за м.кв."; в % соотношении; за выезд; самый правильный способ - помесячно. В среднем, месяц полноценного авторского надзора эквивалентен месячной рентабельности зи дизайн-проект.

Комплектация объекта. ЗОНА ОТВЕТСВЕННОСТИ ДИЗАЙНЕРА ИНТЕРЬЕРА подразумевает:

  • Подбор всех элементов дизайн-проекта которые не были утверждены в процессе разработки проектной части. (мебель, осветительное оборудование, столярные изделия и т.д.)
  • Проработка и детализация индивидуальной корпусной мебели, а так же элементов декора.
  • Контролируются сроки поставки и реализации выбранной продукции.
  • Приемка элементов дизайна на объекте и анализ качества продукции.
  • Декорирование объекта (подбор текстиля, а так же мелких и крупных элементов декора)

Цена вопроса. В подавляющем большинстве случаев входит в авторский надзор, реже считается в качестве комиссии (5% - 10%) от розничной стоимости продукции поставляемой на объект. Данная схема очень актуальна для стран ЕС.

Технический надзор. ПРЯМЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРОРАБА включает в себя:

  • Контроль за соблюдением технологии строительных работ.
  • Ответственность за все скрытые работы производимые на объекте.
  • Ответственность за субподряд.
  • Организационные работы на объекте (грузчики, доставки, утилизация бытовых отходов и т.д.)
  • Закупка и доставка черновых материалов.
  • Составление сметной документации.

Цена вопроса. Стандартные расценки имеют следующий вид: 10% от стоимости работ подрядчиков (технический и организационный контроль); 10% от стоимости черновых материалов (в случае закупок). В случае же, если прораб работает безвозмездно, в 99% случаев упомянутые ранее "%" размыты по смете и в чеках на материалах.

У Вас возникнет вполне логичный вопрос, - зачем нужен авторский надзор если есть грамотный проект и квалифицированный подряд с прорабом во главе !?

Ответ простой, - единственный специалист на объекте который знает дизайн-проект полностью и заинтересован в его соответствии с реальным результатом - это автор проекта. Задача подрядчиков заключается в узкоспециализированном фронте работ, а специфика работы прораба подразумевает соблюдение технологии производимых работ. Любые коррективы возникающие в процессе реализации, влекут за собой изменения в проектной части, ни подрядчик, ни прораб не знают лучше автора проекта, на что повлияет конкретная корректировка. Порой самая незначительная подвижка может существенно повлиять на техническую часть проекта, следовательно на результат.

С подробной схемой работы Вы можете ознакомиться - подробнее...

[ Очень Важно! Как отличить качественный проект от некачественного, читать подробнее...]