При разработке концепции дизайна отдаю предпочтение ключевым напольным материалам.

Паркетная доска. Натуральный массив

К конкретному бренду привязки нет, подхожу к выбору материала с точки зрения эстетики и оптимального соотношения стоимости / качества, а так же природным характеристикам конкретной древесины (твердость, стабильность и т.д.). Данный материал приятен тактильно и экологичен, с неповторимой и уникальной структурой каждой доски, в отличии от "неприродного ламината". Ламинат может быть актуален только в одном единственном случае - когда на повестке вынужденная экономия бюджета, но это совершенно другие ощущения и характеристики. Во всех остальных случаях, при грамотном технологическом подходе в процессе монтажа, стабильности основания и необходимой влажности помещения - рекомендую паркет.

Способы монтажа паркетной доски: плавающий способ (сухой монтаж) и приклеивание к основанию. Способ выбирается в зависимости от стабильности основания, микроклимата помещения и характеристик конкретной древесины.

Пирог паркетной доски = стабилизатор около 1-2 мм (шпон хвойных пород) + несущий слой около 9-12 мм (древесина хвойных пород) + декоративный слой ценных пород древесины около 3-4 мм + защитный слой (лак / масло)

Пирог массива паркетной доски = цельный кусок древесины толщиной в среднем 18-22 мм. Штучный паркет - массив меньших габаритов, требующий дополнительной циклевки и покрытия защитным слоем лака или масла непосредственно после монтажа.

Существует несколько основных сортов паркетной доски, которые напрямую связаны с стоимостью на выходе продукции и имеют значение при выборе декора:

Так же стоимость будет связана с количеством полос паркета на одной плашке и наличием / отсутствием фаски, натурально смотрится доска однополосная с наличием фаски.

Абсолютно стабильная древесина (не деформируется даже при больших перепадах влажности): Амарант, Тик.

Стабильная древесина (незначительно деформируется при больших перепадах влажности): Афцелия, Афрормозия, Бамбук, Вишня американская, Дуссия, Дуб, Ипе, Кедр, Курупай, Мербау, Моаби, Орех американский, Орех грецкий, Орех европейский, Тис, Эбен, Ясень.

Относительно стабильная древесина (незначительно деформируется при перепадах влажности): Береза, Бубинга, Зебрано, Лиственница, Махагон, Менгарис, Ногал, Овенкол, Оливковое дерево, Орех испанский, Падук, Палисандр, Розовое дерево, Сапеле, Эвкалипт, Ятоба.

Средней стабильности древесина (заметно деформируется даже при небольших перепадах влажности): Ангелия, Акация, Венге, Вяз, Гонкало, Груша, Дугласия, Ироко (Камбала), Ель, Клен, Лапачо, Макассар, Мутения, Орех бразильский, Панга, Пихта, Платан, Роузгам, Сукупира, Тигровое дерево, Черешня, Яблоня, Ярра.

Нестабильная древесина (значительно деформируется даже при небольших перепадах влажности): Бук, Граб, Кемпас, Клен, Липа, Ольха, Осина, Тополь, Черемуха.

Существует ли необходимость теплого пола !?

Если дом / квартира достаточно утеплены, предотвращены теплопотери через "мостики холода", а воздушная завеса для окон, в виде конвекторов или радиаторов, организована грамотно, то с помощью паркета можно вполне обойтись без теплого пола. Коэффициент теплопроводности древесины низкий, а значит способность проводить низкую и высокую температуру стремится к минимуму. Чем меньше коэффициент теплопроводности материала, тем лучше его теплоизоляционные качества. Чем выше плотность материала, тем выше теплопроводность, а с увеличением пористости, понижается показатель теплопроводности и теплоизоляционные характеристики лучше. Из этого следует, что при нормальной влажности помещения (при высокой влажности теплопроводность материала возрастает), не всегда целесообразно использовать под паркетом теплый пол, но при этом водяной теплый пол вполне адаптируем под данное напольное покрытие так как равномерно остывает и нагревается в отличии от резких перепадов температур электрического пола, единственное правило которое стоит учитывать - на поверхности должно быть не более 26-27оС.

Расхождения во мнениях специалистов по поводу актуальности / неактуальности теплого пола под паркетом базируются на личном опыте, но для объективной оценки необходимо понимать условия в которых использовался паркет, был это натуральный массив или паркетная доска (неоднородный пирог), индивидуальных предпочтений людей планирующих эксплуатировать данный пол, для одних минимум температуры вполне приемлем, а другие любят эффект "горящих углей" на поверхности, отсюда и делается вывод специалистами. Лично я сторонник подхода - изучить условия помещения, конкретные характеристики напольного покрытия, а так же предпочтения Заказчиков и только после сложения всех факторов принимать решения по поводу нужности / ненужности теплого пола под паркет.

Бюджет на который необходимо ориентироваться.

В среднем, трехслойная однополосная паркетная доска с фаской и стабильной древесиной, у производителя с оптимальным соотношением цена / качество, обойдется Вам около 60-70 евро за 1 м2

На доску которая заходит в строительные гипермаркеты не рекомендовал бы ориентироваться, в связи с тем, что в подавляющем большинстве случаев происходит поставка 2-3 сорта продукции с нестабильными породами древесины требующей определенной влажности в помещениях, а так же с деформированной подложкой, что создает сложности в процессе монтажа. Это касается и ламината и керамогранита. Другми словами - торговая марка та же, а качество продукции оставляет желать лучшего.

Керамогранит.

Один из лучших материалов для облицовки влажных помещений, наружной части здания, а так же в качестве напольного покрытия, из существующих на рынке отделочных материалов. Хоть и имеет в своем наименовании слово "гранит", по факту в составе он отсутствует, назван исключительно исходя из некоторых характеристик подобных природному граниту. Материал достаточно прочный и твердый с низкой гигроскопичностью и высокой стойкости к термическому шоку, производится методом прессования порошка из шликера (глина/каолин + кварцевый песок + полевые шпаты / пегматиты) под высоким давлением и дальнейшим обжигом.

Большая разновидность декоров и габаритов, а так же серьезные эксплуатационные характеристики стимулируют многих дизайнеров интерьера и архитекторов применять керамогранит в качестве ключевого материала при разработке концептуальных решений.

Однако стоит отметить, что крупноформатный керамогранит, часто именуют керлитом (первопроходцы фабрика Cotto d'Este), (1200*3600*3 мм), (1000*3000*3 мм), (1200*2400*6 мм) и т.д., автоматически требует квалифицированного специалиста с серьезным оборудованием, к выбору которого необходимо отнестись очень скрупулезно, в подавляющем большинстве случаев дизайнеры имеют выход на специализирующихся в данном направлении специалистов. Особенные клея, обязательное использование СВП (система выравнивания плитки), гидроабразивная резка и другие современные технологии, - все это имеет прямое отношение к керамограниту. Серьезный материал требует серьезного подхода, если плиточник к которому Вы планируете обратится впервые сталкивается с крупным форматом, рекомендую Вам не экспериментировать, а обратится к специалисту с оборудованием или вовсе не рассматривать крупные форматы.

Жесткой привязки к брендам быть не должно, так как ключевой критерий для выбора керамогранита - декор, после чего - габарит плиты и наличие ректификации, далее - виды поверхности керамогранита (технический, глазурованный, матовый, полированный, структурированный, сатинированный, лаппатированный, двойной засыпки, рустованный, противоскользящий).

Стоимость - не является решающим фактором при выборе керамогранита, но необходимо стремиться выбирать продукцию фабрик с тенденцией на минимальные отклонения от заявленной геометрии и отсутствием деформации готового продукта. Важно понимать, что образец на выставке, в плане отклонения по диагонали и отсутствия "вертолета на углах" или выпуклости, не перестраховывает Вас от аналогичных сюрпризов при получении на объект партии продукции. Поэтому керамогранит необходимо рассматривать у более-менее утвердившихся фабрик, так как фабрики которые не проходят тестирование у дизайнеров/архитекторов/плиточников в подавляющем большинстве случаев исчезают с выставок салонов или очень немногочисленны. Проверенные временем фабрики Tubadzin (Польша), Cotto d'Este (Италия), Porcelanosa (Испания), Imola (Италия), Florim (Италия), Atlas Concorde (Италия) и другие достойные производители.

Многие фабрики не указывают конкретный коэффициент теплопроводности керамогранита, при этом в теории его можно высчитать, - за счет высокой плотности под давлением, минимальной гигроскопичности и известных компонентов при производстве керамогранита, приходим к выводу - теплопроводность выше чем у древесины, но меньше чем у натурального природного камня, следовательно - теплый пол под данное покрытие необходим для тактильного комфорта.

Бюджет на который необходимо ориентироваться.

Разбег в стоимости приличный (30 - 250 евро за 1 м2), зависит от производителя, коллекции, технологии поверхности. В среднем рекомендую ориентироваться на 50 - 80 евро за 1 м2, это качественный и эстетичный, ректифицированный керамогранит.

Микроцемент.

Уникальный материал и достаточно прочный при толщине пирога всего в 3 мм (стекловолоконная сетка + 4 слоя микроцемента + гидроизоляция + герметик в 2 слоя + полиуритан в 2 слоя). Относится к отделочным материалам применяемым на объектах "бизнес и премиум-класса", относительно новый в Украине, но утвердившийся среди многих дизайнеров интерьера. Обладает высокой адгезией, хорошими показателями теплопроводности, тактильно-комфортен, спокойно работает в паре с теплыми полами.

При поиске информации о данном материале, заблаговременно держите в уме, что настоящего микроцемента на рынке отделочных материалов не так много из заявленных, компании которые работают с оригинальным материалом по правильной технологии можно пересчитать на пальцах. Предположим в Днепре таких компаний всего - 1, остальные закатывают декоративную штукатурку под защитным лаком на пол, выдавая в последствии покрытие за микроцемент по более приятной стоимости, а потребитель сталкивается с трещинами в последствии и реставрировать достаточно непросто. Хотя визуально микроцемент и декоративная штукатурка очень похожи между собой, отличие в составе и технологии нанесения. Есть косвенные признаки нанесения оригинального материала, - микроцементом можно смело облицовывать бассейны, стены и пол в душе, он более стойкий к нагрузкам и агрессивным воздействиям (снег, дождь, град) в отличии от декоративной штукатурки под микроцемент, другими словами микроцемент по своим эксплуатационным характеристикам идентичен твердым породам древесины.

Трещина в оригинальном микроцементе может возникнуть только в одном единственном случае - если основание (стяжка) нестабильна и трещина в стяжке прошла по всей глубине, что бы это предотвратить существуют некоторые мероприятия о которых знают квалифицированные специалисты в области организации стяжки, корректная технология, компенсационные мембраны и т.д. Если пренебречь важными правилами на начальном этапе то пострадает не только микроцемент, но и более стабильный керамогранит. Ключевое требование - основание должно быть прочное.

Бюджет на который необходимо ориентироваться.

Оригинальный микроцемент, с соблюдением технологии, по факту получается в пределах 70 - 90 евро за 1 м2 (с учетом работы - под ключ). Подделка (штукатурка под микроцемент) - около 50 - 60 евро за 1 м2, но это совершенно другой по качеству материал, хоть и похож визуально.

Облицовочные материалы стен подробнее...